жанр в теории текста


жанр в теории текста
Объективный экстралингвистический фактор текстообразования. Жанроцентрическое направление актуально в современной коммуникативной лингвистике и сфере обучения [См.: Т.В. Шмелева, Т.В. Матвеева, М.Ф. Федосюк, В.Е. Гольдин, В.А. Салимовский, Л. Р. Дускаева и др.]. М.М. Бахтин определял жанры как "относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы высказываний" [Бахтин 1986: 255]. Границы жанра в данном случае связываются со сменой субъектов речи и смысловой законченностью. М.Ю. Федосюк считает, что "речевые жанры – это устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы не высказываний, а текстов". [Федосюк 1997: 104].
Среди жанров выделяют:
1) сообщение, приветствие, просьбу;
2) спор, беседу и т.п.;
3) рассказ, поэму, роман и др.
Называют жанры, ориентированные:
1) на гармоничное общение (комплимент, похвала, соболезнование и др.);
2) жанры, направленные на осложнение речевого контакта участников коммуникации (выговор, порицание, замечание и т.п.).
М.Ю. Федосюк дифференцирует:
1) жанры высказываний
2) жанры текстов.
М.М. Бахтин различал:
1) простые (первичные) жанры, характерные для непосредственного общения;
2) сложные (вторичные), выделяющиеся в рамках художественного, научного и других форм "культурного общения".
М.Ю. Федосюк выделил:
1) простые (элементарные) жанры (сообщение, похвала, приветствие и др.);
2) сложные (комплексные, состоящие из компонентов, каждый из которых является текстом определенного жанра:
а) монологические (утешение, убеждение, уговоры);
б) диалогические (дискуссия, спор, ссора).
Т.В. Шмелева дифференцирует жанры по цели:
1) информативные речевые жанры: сообщение, подтверждение, сомнение и др.;
2) оценочные: похвала, упрек, выговор и т.п.;
3) перформативные, связанные с ритуалами: приветствие, представление, знакомство и т.п.;
4) императивные, призванные содействовать осуществлению событий: просьба, совет, инструкция, приказ и др. В.А. Салимовский выделяет жанры академических текстов на функционально-стилистической основе. У него жанры речи выступают как "культурные формы (модели, образцы), в соответствии с которыми в текстах объективируются социально необходимые виды духовной деятельности" [Салимовский 2002: 204]. Он описывает жанровые формы как актуализацию "типового авторского замысла, соответствующего определенной социокультурной целеустановке, посредством некоторой системы коммуникативно-познавательных действий" [Там же: 204].
Л.Р. Дускаева классифицирует газетные речевые жанры на основе типовых целеустановок, рассматривая монологические, диалогические и макродиалогические типы текста.
За основу классификации Л.Р. Дускаева берет целеустановку диалога автора и читателя, выделяя:
1) информирующие жанры, направленные на отражение действительности: жанровые модели "Ход события", "Пространство действий", "Причины события", "Событие и его последствия";
2) оценочные жанры: "Оценка и прогноз общественных изменений", "Оценка последовательности и причин социальных действий, ведущих к изменениям";
3) побудительные жанры, включающие жанровые модели: "Определение целей и задач общественной деятельности", "Побуждение к выбору варианта решения общественной проблемы" и др. Сегодня один из самых распространенных жанров – это жанр рекламы, предполагающий прагматический характер текста, основная функция которого – воздействие на адресата и прямое или косвенное побуждение к определенным действиям.

Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во "Пилигрим". . 2010.

Смотреть что такое "жанр в теории текста" в других словарях:

  • Жанр — (фр. genre род, вид) форма организации речевого материала, выделяемого в рамках того или иного функционального стиля, вид высказываний, создающихся на основе устойчивых, повторяющихся, т. е. воспроизводимых, моделей и структур в речевых ситуациях …   Педагогическое речеведение

  • Стилостатистический метод анализа текста — – это применение инструментария математической статистики в области стилистики для определения типов функционирования языка в речи, закономерностей функционирования языка в разных сферах общения, типах текстов, специфики функц. стилей и… …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • Коммуникативная стилистика художественного текста — – новое направление совр. функц. стилистики, формирующееся на стыке с другими науками, комплексно изучающее целый текст (речевое произведение) как форму коммуникации и явление идиостиля. Комплексное изучение текста в данном случае предполагает… …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • ГЕРМЕНЕВТИКА БИБЛЕЙСКАЯ — отрасль церковной библеистики, изучающая принципы и методы толкования текста Свящ. Писания ВЗ и НЗ и исторический процесс формирования его богословских оснований. Г. б. иногда воспринимается как методическая основа экзегезы. Греч. слово ἡ… …   Православная энциклопедия

  • Текст — (от лат. textus – ткань, сплетение, соединение) – объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность, целостность, завершенность и др. В семиотике Т. рассматривается как осмысленная… …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • текстовой анализ — Франц. analyse textuelle. Первый вариант деконструктивистского анализа в собственном смысле этого слова, предложенным Р. Бартом. В нем исследователь переносит акцент своих научных интересов с проблемы «произведения» как некоего целого,… …   Постмодернизм. Словарь терминов.

  • ЗАВЕЩАНИЯ АПОКРИФИЧЕСКИЕ — жанр евр. лит ры эпохи Второго храма, воспринятый и получивший развитие в раннем христианстве. Истоки и развитие жанра В древнем мире, в т. ч. в библейской традиции, было принято внимательно относиться к последним словам почитаемых в народе людей …   Православная энциклопедия

  • ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ II — Язык Евангелий Проблема новозаветного греческого Дошедшие до нас оригинальные тексты НЗ написаны на древнегреч. языке (см. ст. Греческий язык); существующие версии на др. языках это переводы с греческого (или с др. переводов; о переводах… …   Православная энциклопедия

  • Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… …   Литературная энциклопедия

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.